Метод биоэнергопластики при работе с детьми: заведующему на заметку

Метод биоэнергопластики при работе с детьми: заведующему на заметку

Какие нетрадиционные методы можно применять при работе со стертой дизартрией у детей?
Можно использовать метод биоэнергопластики.
Чем может помочь биоэнергопластика?
Она способствует активизации интеллектуальной деятельности детей с ОПФР, развивает координацию движений и мелкую моторику.


Фирсова Светлана

Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 138 г. Минска»

937 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является стертая дизартрия, характеризующаяся множественными нарушениями речевой деятельности.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушения звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекционно-­логопедической работе.

Справочно: стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л. В.).

Это отрицательно сказывается на развитии ребенка и процессах его нервно-­психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Нарушения произношения и просодики препятствуют формированию и развитию других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Как проводится коррекция

Коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не всегда приносит желаемые результаты. Следовательно, встает вопрос о подборе и использовании наряду с традиционными нетрадиционных методов работы с детьми, имеющими стертую дизартрию. Современная коррекционная педагогика и научно-­методическая литература предлагают специальные техники, одной из которых является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика — что это?

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Суть метода в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями кистей рук (сначала одной — правой, левой, а затем обеих), имитирующими движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки для развития координации, внимания, памяти, произвольности поведения и других психических процессов, необходимых для полноценной учебной деятельности. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Какой результат можно получить

Биоэнергопластика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОПФР, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Каков механизм работы биоэнергопластики

Вместе с выполнением артикуляционных упражнений используется рука (сначала одна, затем вторая). Рука как бы «дублирует» положение языка.

Выделяются следующие этапы освоения биоэнергопластики.

На первом этапе дети выполняют упражнения совместно с логопедом. Пока рука не включается.

На втором этапе артикуляционные упражнения проводятся тоже традиционно. Ребенок выполняет их, сидя перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребенка в упражнениях не участвует.

На третьем этапе ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно, а логопед знакомит его с персонажем перчаточного театра, сопровождая движения ведущей руки с перчаткой сказкой. Пока рука ребенка в упражнениях не участвует.

На четвертом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребенка с перчаткой. Логопед выполняет гимнастику вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки.

На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребенка с перчаткой. Педагог сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями руки.

На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках. Логопед сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук в перчатках.

Седьмой этап — заключительный. Это период, когда ребенок полностью осваивает упражнения и может выполнять их самостоятельно, а логопед сопровождает упражнения ребенка рассказыванием сказки.

Картотека артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой

937 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Какие изменения Трудового кодекса вступили в силу в 2024 г.

С 1 января в Трудовой кодекс внесены некоторые изменения. Минтруда и соцзащиты разъяснило моменты, на которые необходимо обратить внимание, сообщает корреспондент агентст...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 193

Работа сторожей в ночное время: особенности, ограничения, оформление, нарушения

В УДО в большинстве случаев к работе в ночное время привлекаются сторожа. Заведующему УДО необходимо знать, что работа в ночное время оказывает негативное влияние на здор...
№ 1 (145) 2024 Семенихина Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1200
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок